Причина столь пристального внимания, которое уделяется Узбекистану ключевыми игроками Центральной Азии – Россией, Китаем, США и, в меньшей степени, Индией – лежит абсолютно в другой плоскости, непреходящей и постоянной. Имя ей – ресурсы.
В чем же заключается принципиальная важность Узбекистана для остального мира? В чем его сила и слабость?
Три источника и три составные части благополучия Узбекистана.
1. Хлопок.
Во времена СССР каждая из союзных республик (кроме, разве что, РСФСР) имела свой «бренд». Армянский – коньяк, латвийские – микроавтобусы, эстонские – шпроты, молдавские – вина, etc. Подобным «брендом» Узбекистана в глазах десятков миллионов советских граждан был хлопок. И за прошедшие годы это мнение никоим образом не изменилось.
В настоящее время Узбекистан занимает пятое место среди мировых производителей хлопка и второе – среди экспортеров (данные на 2011 год). Причем не следует забывать, что данное сырье, помимо традиционного назначения, используется в производстве взрывчатых веществ, что превращает хлопок в товар, весьма значимый не только для гражданского «оборота», но и для военного производства.
То, что страна в течение десятилетий удерживает весьма устойчивые позиции на мировом рынке, указывает на ее сравнительные преимущества в производстве хлопка, которые основываются на климатических и географических условиях, давних традициях, опыте и специализации, исчисляемых столетиями.
Текстильная промышленность имеет особое значение для Узбекистана. Во-первых, она предлагает стране возможность на основе имеющихся преимуществ найти и плотно занять свою нишу на мировом рынке. Во-вторых, в качестве отрасли экономики, требующей больших затрат труда, эта сфера имеет важнейшее социальное значение для страны, которая в настоящее время испытывает высокую структурную безработицу. Кроме того, текстильная промышленность позволяет хотя бы теоретически сделать первые шаги в направлении форсированной индустриализации.
Однако на пути повышения эффективности отрасли стоят серьёзные проблемы. Поступление иностранного капитала в узбекскую текстильную промышленность происходит не так активно по сравнению с конкурирующими странами региона (в первую очередь – Индией и Пакистаном), которые обладают сопоставимым потенциалом. Хотя в настоящее время почти половина населения Центральной Азии живет в Узбекистане, а наличные доходы частных хозяйств в стране растут больше чем на 20% в год, тем не менее, валовой внутренний продукт в пересчете на 1 человека по официальному обменному курсу составляет около 500 долларов США. Рост спроса, как известно, отражается, прежде всего, на локальных рынках продукции текстильной отрасли, и увеличение внутреннего спроса на текстиль в Узбекистане ежегодно составляет около 0,5% – при росте населения на уровне 1,5-1,7% в год. При этом низкая заработная плата в отрасли составляет основное конкурентное преимущество узбекского хлопка на внешних рынках.
Кроме того, имеет значение стремление соседних с Узбекистаном государств – России и Казахстана – к быстрому развитию собственной текстильной промышленности, несмотря на сохраняющуюся зависимость от поставок узбекского хлопка-сырца. Соседи пытаются компенсировать недостаточные поступления собственного сырья эффективностью организации и менеджмента. Узбекистану достаточно трудно конкурировать на этом поле, так как, несмотря на потенциальные возможности, основой прибыльности отрасли по-прежнему является малооплачиваемый неквалифицированный ручной труд.
При этом, несмотря на государственный протекционизм, доля на внутреннем рынке и конкурентоспособность текстильных предприятий, находящихся в самом Узбекистане, очень низки. «Текстильная зависимость» страны от других государств в области переработки сырья является свершившимся фактом – более 90% потребности узбекского рынка в текстильной продукции покрывается из-за границы.
Узбекистан не имеет выхода в Мировой океан, и естественными потребителями узбекского хлопка являются страны, связанные с ним транспортной железнодорожной сетью. Ключевыми потребителями могут являться лишь Россия, Казахстан и мировой крупнейший импортёр сырья – Китай (потребитель почти трети мирового хлопкового производства).
2. Урановые руды.
«Учкудук - три колодца...» – эта песня знакома почти всем жителям бывшего СССР. Значительно меньше людей знает, что центральная часть пустыни Кызылкум была одним из советских основных урановорудных районов, где в 1958 году в 12 километрах от железнодорожной станции «Учкудук» начал работу Навоийский горно-металлургический комбинат. До 1979 года он имел статус закрытого секретного стратегического объекта. В конце 1960-х, благодаря стремительному росту объёмов добычи руды урана как открытым, так и подземным способом (в дальнейшем и методом подземного выщелачивания) город начал активно развиваться, на постоянную работу приезжали лучшие горняки и инженерно-технические специалисты со всего СССР.
Количество урана в земной коре примерно в 1000 раз превосходит количество золота, в 30 раз – серебра, при этом данный показатель приблизительно равен аналогичному показателю у свинца и цинка. Однако немалая доля урана рассеяна в почвах, горных породах и морской воде. Только относительно небольшая часть концентрируется в месторождениях, где содержание данного элемента в сотни раз превышает его среднее содержание в земной коре. Согласно «Красной книге по урану», выпущенной ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), в 2005 году было добыто 41 250 тонн урана (в 2003 – 35 492 тонны). По данным той же ОЭСР, в мире функционирует 440 реакторов коммерческого назначения и около 60 научных, которые потребляют в год 67 тыс. тонн урана. Это означает, что его добыча из месторождений в 2005 году обеспечивала лишь 60% объёма его потребления (на 2009 г. эта доля возросла до 79 %).
Узбекистан находится на 12-м месте в мире по разведанным запасам урана (США – на 6-м). Вместе с тем по его добыче страна занимает 7-е место, по объёмам в полтора раза превосходя Соединённые Штаты, обеспечивая 5% общемировой добычи. С советских времён население Учкудука, классического моногорода, выросло в полтора раза, что вызвано как ростом добычи, так и небывалыми для большей части населения страны зарплатами и социальными гарантиями. При полном отсутствии собственной атомной энергетики и промышленности весь узбекский уран идёт на экспорт.
В первую очередь – в США.
3. Золото.
Узбекистан является одним из крупнейших производителей золота в пересчете на душу населения, и со времени распада СССР это соотношение продолжает расти. С добычей порядка 90 тонн золота в год Узбекистан входит в десятку ведущих золотодобывающих стан мира.
Производство золота в стране сконцентрировано на четырех предприятиях: Навоийском и Алмалыкском горно-металлургических комбинатах, совместном с американской Newmont Mining Corp предприятии Zaravshan-Newmont и СП Amantaytau Goldfields.
Навоийский горнометаллургический комбинат (НГМК), помимо того, что является монопольным производителем урана в Узбекистане, также занимает и место основного золотодобытчика, он входит в десятку самых крупных горнодобывающих компаний мира. Основной золоторудной базой предприятия является месторождение «Мурунтау» (Центральные Кызылкумы). Мурунтау обеспечивает значительную часть добычи золота в Узбекистане. Производственный комплекс НГМК объединяет три металлургических завода в Навои (ГМЗ-1), Зарафшане (ГМЗ-2) и Учкудуке (ГМЗ-3).
По данным Государственного комитета по геологии Узбекистана, в стране открыто более сорока месторождений золота. Однако в настоящее время активно эксплуатируются лишь четвертая часть из них, которые дают возможность производить около 80 тонн золота. Размер разведанных и подтвержденных запасов в Узбекистане составляет примерно 2,1 тыс. тонн металла. Золотодобывающими предприятиями эксплуатируются месторождения Кочбулак, Кызылалмасай, Пирмираб, Гузаксай, Каульды, Марджанбулак, Зармитан и Каракутан.
По некоторым (увы, весьма условным) оценкам, узбекский экспорт даёт Соединённым Штатам Америки до 60% всех внешних поступлений драгоценного металла.
Таким образом, относительное благополучие Узбекистана покоится на трех китах – хлопке, урановых рудах и золоте. Все три элемента крайне важны для окружающего мира и востребованы, и если хлопок для Штатов в целом не очень актуален (в силу собственного масштабного производства), то уран и золото без преувеличения являются жизненно важными ресурсами. Особенно сейчас, когда золото вновь становится глобальной и абсолютной ценностью.
Турнир теней 21го века