Луиза-Франсуаза (luiza_fransuaza) wrote,
Луиза-Франсуаза
luiza_fransuaza

СпН-26.1

- И как это у него получается? - задумчиво пробормотал Герасим Данилович.
- Что? Машины изобретать? Так наверное в этой, как ее, Аделаиде, его научили как.
- Мне тоже было интересно, я знакомых попросил узнать - не учат там этому всему. У них курсы учебные - как в Эдинбургском университете, только профессора там лишь те, что в Британии никто в университеты не взял. Ты знаешь, как сам он Аделаиду назвал? Дырочкой в жопе мира! - и Герасим Данилович довольно рассмеялся.
- То есть как дырочкой? - не понял Нил Африканович.
- Вот и я давеча спросил. А он сказал - именно дырочкой. Вроде и светло, и воздух вокруг хороший - а все равно жопа.
- Верно, - тоже засмеялся Иванов. - Постой, но ведь в Эдинбурге электрических инженеров не готовят!
Немного помолчав, Герасим Данилович продолжил:
- Да я и не о том вовсе. Вот как у него получается не про машины придумывать? Я уже и так, и сяк поручение его рассматриваю: с любой стороны получается, что лучше и не придумать. А в деньгах, если посчитать, так только экономия и выходит. Вот ты скажи: почему никто другой не додумался сделать так, что рабочий вроде как и меньше других получает, а с завода его никто не сманит? Я тут тоже посчитал: квартиры, что он рабочим выделяет, стоят ему в двести маленькая, в триста пятьдесят большая. Примерно. Плату он берет от семи до десяти рублей, получается - за три года у него дом окупится. Рабочий, за вычетом платы за квартиру, получает рублей двадцать в месяц - не мастер, простой рабочий. На прокорм рабочему тоже выходит в месяц рубля три-четыре, потом копейки идут на выплату врачу, в школу для детишек... Вот и выходит, что всех расходов на рабочего у него на рубль в день - меньше, чем у многих. А и рабочий лучше живет, и ему выгода сплошная.
- Ну считает-то он хорошо - усмехнулся Иванов.
- И другие не хуже считают, но у других-то так не получается!
- Народ-то вокруг не слепой, посмотрят как у него устроено - и переймут! - убежденно произнес Нил Африканович. - выгода-то - она каждому видна.
- Вот мне и интересно, как это у него получается: ко мне приятель старый с месяц как заезжал, посмотрел, конечно, как тут у меня все устроено. У него в Москве фабрика небольшая, ботинки да сапоги выделывает. Ну мы с ним вместе и так считали, и так прикидывали - все в разорение фабрике выходит. А у него - что ни сделает, так в выгоду...
Инженеры замолчали, задумавшись. Затем, вздохнув - и видимо, так ни к какому внятному выводу не придя, Иванов отметил:
- Вот поэтому-то он и хозяин тут всему. А нам остается радоваться, что при нем работаем. Ты как рабочих-то делить собираешься?

Закрутившись в делах с новыми заводами я как-то потерял из виду старые - то есть не особо был в курсе что там делается. Так что лишь в понедельник девятого июля я выбрался на судостроительный, выбрался просто посмотреть как идет дела и что нужно срочно сделать чтобы дела все же шли. И попал я на завод очень вовремя: готовился спуск на воду очередного траулера.
Саша Антоневич придумал очень интересный стапель для этих небольших корабликов: после завершения строительства он целиком приподнимался на восьми гидравлических домкратах, рабочие вытаскивали подпирающие брусья - и после того, как домкраты отпускались, вся конструкция целиком скатывалась по рельсам в воду. Скатывалась довольно медленно - ее придерживали мощные лебедки, но спуск корабля - хотя и без вздымающихся волн - мне понравился.
Судя по всему, на стапеле корабли был полностью доделан - на нем сразу после спуска завели мотор и кораблик плавно пошел куда-то вдаль. Поскольку проблема с моторами еще не выветрилась из моей памяти, я поинтересовался у Бори Силина, ставшего начальником завода, какой двигатель у этого конкретно траулера.
- Все стандартных "восьмерки", калильные (этим словом я поименовал дизель, дабы не вызывать ненужных ассоциаций).
- Каких "восьмерки"?
- Стандартных, на двести сил. Павлищев их аккурат по штуке в день делает, так что и на траулеры хватает, и на "амазонки" уже поставили.
- На обе? - я, честно говоря, немножко обалдел от услышанного.
- Да, и на старых тоже. Кроме самой "Амазонки" - на ней пока так и стоят четыре "шестерки", но ей хватает, она же больше в дрейфе стоит.
- И что я пропустил на этот раз? Борь, ты извини, я на месяц из производства выпал... сколько у нас сейчас "амазонок" и траулеров? - и я посмотрел на "большие" стапеля, где по-прежнему стояли два еще некрашеных полусобранных корпуса "амазонок".
- Траулеров - если этот считать - пока шесть, "четверку" сейчас обратно тащат на буксире, на мель села и винт потеряла. А "амазонок" - сама плавбаза, "Мараньон, "Укаяли", "Мадейра"... послезавтра "Тапайос" в достройке закончится и на Каспий пойдет. Но мы быстро наверстаем - сейчас на сборку траулера всего неделя уходит, так что на неделе два и спускаем.
- Тапажос...
- Что - Тапажос?
- Река так называется, по-бразильски. Ладно, баржа пусть "Тапайосом" будет, на русский слух получше будет. Кто названия-то придумал?
- Да это Маша Векшина... ей кто-то сказал, что два судна без названия, она и прибежала с книжкой. А я сам-то и не прочитал, что написано - с некоторой грустью ответил Силин.
- Да в книжке небось так и написано, как назвали - ну кто у нас португальский-то язык знает? Ладно, не печалься - и так чудеса трудового героизма показываете.
- Это все Никодимов, он тут среди рабочих собрание провел, все рассказывал как народ в деревнях с голоду мрет и как нам нужно быстрее траулеры да рефрижераторы собирать - рабочие сами постановили, что до льда будут работать по двенадцать часов. Понятно, за дополнительную плату - но ты же мое решение отменять не будешь?
- И сколько ты платишь за это?
- По плану они работают на два часа больше, так что на двадцать процентов больше и получают.
- Переработку, два часа эти, оплачивай в полуторном размере. С первого для, пересчитай выплаты, если нужно. Рабочую инициативу поощрять нужно! И твою тоже - с сегодняшнего для переходишь на тарифную сетку "старых кадров". Кстати, что там за новый корпус у заводской пристани Антоневич строит? Я вроде такого в плане завода не припомню.
- Это не Антоневич, это Мефодий строит. Склад, говорит, холодильник будет. А у пристани - так это чтобы рыбу не размораживать. Ты к нему зайди, он сейчас с Ключниковым маршрутку-холодильник мастерит.
- Да, вот так отойдешь на минутку пописать - а тут уже новый склад построят или дюжину кораблей на воду спустят - рассмеялся я. - С кем я связался? Ну ладно, у меня секретари записали на сегодня ещё по железной дороге к Емельянову заехать, а тебе - еще раз спасибо.
- Только ты непременно у Мефодию загляни сначала, а то они с Ключниковым без тебя точно подерутся - сегодня как раз с утра и ругаться начали.
Женя Ключников фактически стал руководителем всего тракторного производства, и к делу относился очень серьезно. По крайней мере трактор в сборочном цехе находился чуть больше пяти часов - после чего своим ходом выкатывался на испытательную площадку. За это время из заготовок строилась рама, собирался кузов, устанавливались мотор и трансмиссия, вся электрика и все-все остальное, включая стеклоочистители (для Т-40, конечно). В новом сборочном корпусе, построенном весной, трактора передвигались уже не на своих колесах (которые теперь ставили вообще на последнем посту), а на настоящем конвейере - Женя очень творчески отнесся к моим рассказал о пользе оного.
Ну а в старом цехе, больше чем вдвое более коротком, сейчас собирались тракторные прицепы - и именно там я застал процесс "взаимодействия" Мефодия и Жени:
- Я еще раз говорю: не потянет трактор твой холодильник! Поэтому и на производство я телегу эту ставить не буду.
- Женя, мы уже проверяли - трактор прекрасно все тянет.
- Ты бы еще его по Унтер ден Линден пустил, там трактор и две таких телеги потянет. А по нашим дорогам - не потянет...
Увидев меня, Женя сменил агрессивный тон на назидательный:
- Вот и Александр Владимирович скажет. Александр Владимирович, ну разве потянет Т-40 по нашим дорогам десятитонный прицеп?
- Какой прицеп?
- Десятитонный! - в голосе Ключникова прозвучало торжество. Вот, посмотрите - он указал рукой на довольно-таки небольшой фургон, стоящий около ворот цеха. Четыре тонны железа и еще он собирается туда шесть тонн рыбы в ящиках запихнуть!
- А с грузом испытывали? - Мефодию было под сорок, и почему-то я никак не мог назвать его на "ты", хотя он неоднократно и просил.
- Нам рессоры Архангельский считал, поставили как на пассажирских вагонах, двойную подвеску. Илья Ильич сказал, что десять тонн только груза выдержит...
- А без рессор и рамы, только фургон - сколько весит?
- Три тонны, больше даже. Тут же медь да олово, холодильная машина тяжелая получается.
Я подумал, потом кое-что вспомнил "из прежней жизни".
- Так, господа, вы оба неправы. Женя, ты неправ потому, что на первой передаче трактор и двадцать пять тонн вытянет. А вы Мефодий, неправы потому, что даже десять тонн тянуть никому не нужно. Трактор-то вытянет, даже на нашей дороге. Вот только потом по этой дороге только трактор и проедет - прицеп ее разобьет. Причем - даже шоссе разобьет: давление на колеса получается слишком большое. Но, - продолжил я, - рефрижератор сухопутный нам все равно нужен. Поэтому мы вообще сделаем иначе. Вы, Мефодий, постарайтесь сделать холодильный шкаф небольшого размера, литров на пятьсот. Из четвертьлинейного листа, его еще у нас много - а стенки сделайте сантиметров десять толщиной, и в качестве теплоизоляции возьмите листы стекловаты - какую в воздушных фильтрах используют, переложенные картоном. Мне кажется, что для перевозки мороженой рыбы в таком шкафу хватит и семилинейной керосиновой горелки - по крайней мере она поможет рыбе не растаять в течение нескольких часов. А ты, Женя - после того как Мефодий шкаф готовый тебе покажет - сделай тележку, на которую таких шкафов поместится штук шесть. В этом случае прицеп получится максимум тонны в четыре - тоже для дорог не очень хорошо, и чтобы дороги не разбивать, колес мы поставим не четыре, а восемь, по два колеса с каждой стороны на ось.
Мефодий немного подумал, затем сказал:
- Зачем ждать? мы сейчас с Женей полчаса вместе подумаем, о размере договоримся - и можно начинать. Завтра уже "Мараньон" с рыбой приходит - как возить будем?
После "общения" с этой парочкой я зашел к Славе Павлищеву - уж очень мне было интересно узнать, как он моторы для судостроительного так ловко делать стал. Но оказалось, что все довольно просто:
- Александр Владимирович, я же насчет станков подумал: ведь мотор у вал получился хороший, работающий - и выделывать из станки не позволяют. И ведь проще станок исправить, чем сызнова мотор придумывать. А Бромлеевский сверлильный, из которого Евгений Иванович хонинговальные делает, мне хорошо знаком. И что станина у него слабая - я тоже знаю. Станок переделывать - это новая станина нужна, а там все переделывать придется. Так я сделал, как в мастерской института, когда тяжелые детали фрезеровать надо было. Поставил роликовый подпор, на винтовых ножках чтобы высоту регулировать, и теперь стол станка при сходе со станины сразу на ролики и опирается. Вот только сам стол пришлось с нижней части выровнять - так это на фрезерном станке Никифоров и сделал. Там ведь главное чтобы ровно было, а уж высоту подпора точно ножками-винтами и выставляем. Четыре станка доработали, и сейчас, при нужде, можно и по два мотора в день выделывать...
Хороший подход, мне понравился: вместо того чтобы изделие под станок проектировать, станки под изделие приспособить. На конструкцию Павлищева я поглядел, не так все просто там было: с помощью хитрого пантографа роликовый стол сам выставлялся в одной плоскости и справа, и слева от станка - так что гарантировалась соосность всех цилиндров блока (приме, судя по размерам, теперь можно и по шесть в блоке делать).
- Ну а если потребуется не два, а, скажем, десять в день делать?
- Можно и на таких станках, только их уж не четыре, а дюжины полторы нужно будет. Но в этом случае дешевле все же будет свой станок сделать. Я же сначала проект нового станка и сделал, а уж потом понял, что очень дорого он встанет.
- А новый твой станок сколько времени делать?
- Не знаю... месяца два-три точно пройдет. Да и действительно дорог он будет, я прикинул - и выходит, что если самим даже делать, то тысяч в тридцать встанет, если не больше. ..
- Слава, мне нужно будет к весне делать по десять таких моторов в сутки. Начинай изготовление своего станка.
По дороге к Емельянову я вспомнил о том, что уже завтра прибывает первый рефрижератор с рыбой с Каспия - и теперь народ в полях не будет потихоньку, но роптать, что "одной кашей кормят".
Рыба - это хорошо. А еще лучше куры и, если верить опыту европейцев - яйки. Птицеферма разрослась очень быстро: инкубатор - вещь очень продуктивная, да и куры - если их хорошо кормить - тоже стараются не отставать. Так что сейчас в клетках четыре тысячи несушек-леггорнов насыпали в корзинки птичниц почти четыре тысячи яиц каждый день. Голосистые и пестрые яиц давали раза в полтора-два меньше, но зато уже скоро они дадут очень заметную прибавку на мясном столе: пять тысяч голосистых петушков уже начали делиться с народом сотней килограмм мяса в день, а курочки потихоньку разбредались по ещё десятку ферм, которые строились в окрестностях прочих заводов.
"Колхозным" своим крестьянам в выстроенных деревушках я тоже отдал кур на вырост, по двадцать пять на семью - подходящего размера курятники Мешков ставил в каждом доме. Условия были простые: корм курам крестьяне получали бесплатно, за что обязались сдавать половину яиц и зимой половину кур сдать на мясо. С инкубатором-то куры очень быстро размножаются, мне из теперь было просто негде выращивать, а крестьянских домов - много. Причем учет поголовья и яиц велся донельзя просто: сколько корма получил - столько продукта и сдай. А завод Забелина-Коростылева в сутки кормовых дрожжей выдавал по пять тонн - этого на полста тысяч кур должно хватить, и сейчас таких заводов строилось еще сразу пять. Так что в перспективу светлого (и, главное, сытого) будущего я смотрел с уверенностью: тонн десять курятины в сутки осенью можно будет начинать стричь. А это - полноценное питание тысяч на пятьдесят человек. Не сказать, что много в масштабе Империи, но свой "передовой отряд рабочих и крестьян" я накормлю досыта.
А насчет "непередового отряда" землекопов надо было еще думать, причем быстро. Кроме пяти тысяч, которые строили насыпь будущей дороги, было еще пятнадцать, которые рыли многое другое. На дорогу в основном народ из города был вывезен, но в уезде было еще сто тысяч крестьян. А в соседнем - Камышинском - этих крестьян было уже триста тысяч. И все очень хотели жрать.
Благотворительность - это, безусловно, дело хорошее - вот только нету у меня на нее денег. Пять с лишним миллионов ухнули зимой в никуда - и что? Да, народ в губернии вроде как массово помирать не стал. Но не помер зимой - помрет летом, потому как урожая в этом году точно не будет. А, судя по тому, что и в европах виды на урожай неважные, хреново с погодой не в одном лишь Поволжье. И мне - хоть я из штанов выпрыгни - всю страну не накормить, зима это очень хорошо показала.
Так что пока есть какие-никакие запасы корма, нужно этот корм превращать не в благотворительность, а в капитал. То есть в нечто, способное народ прокормить и в следующем году: все же, помнится, на форумах говорили, что голод был несколько лет подряд?
Слава и почет Папаше Мюллеру! Не найдя в свое время общего языка с властями Вольска, он за какие-то смешные деньги купил для меня полсотни десятин на самой границе губернии, у крохотной деревеньки под названием "Черный затон" и поставил там второй цементный завод с вращающейся печью уже "собственного изготовления". Что само по себе неплохо. Вот только в полуверсте на запад от деревеньки (и в полутора от Волги) начинался овраг, верст через пятнадцать "впадающий" в речку Терешку. Правда, по нынешней погоде воды в Терешке вообще уже не было - а на речке этой, сто пятьдесят верст "текущей" в сторону Саратова, стояло два десятка деревень, в которых без воды расти ничего не желало. Меня же благородная идея спасти от голода (за свой счет) еще тысяч тридцать народу совершенно не грела, поэтому крестьянам еще весной были розданы семена капусты амагер (счетом, по сотне на дом)и условием вернуть десять процентов урожая. Еще и морковки отсыпали - а теперь насосы качали воду из Волги в овраг через стометровый перевал. Чтобы качать было удобнее сейчас две тысячи крестьян рыли через меловой холм канал глубиной метров в двенадцать, попутно обеспечивая завод мелом и глиной.
С Иловлей было хуже: ближайший к Волге водораздел в верховьях был верстах в десяти, а речка было куда как более заселенной, так что тут уже почти десять тысяч человек рыли три каскада каналов. И еще чуть больше трех тысяч человек рыли каналы в степи Царевского уезда. Конечно, глупо сеять там, где без полива в засуху даже ковыль не растет - но ведь засуха когда-нибудь, да закончится, так что рыли опять "впрок".
И вот эти пятнадцать тысяч человек (а с семьями - уже тысяч шестьдесят, а то и побольше) тоже должны были "выпасть" из списка "благотворительно кормимых" зимой. То есть по губернии, получалось, вместо миллиона голодающих... у меня будет тысяч восемьсот всего.
У Осипа Борисовича в связи со строительством железной дороги тоже возникла проблема. Рельсы-то я заказал, даже с подкладками - а вот болты для из скрепления и костыли - нет. Потому что завод Барро при прежнем хозяине как раз болтами в основном и промышлял в последние годы - и я разумно счел, что и сейчас справлюсь с задачей своими силами, тем более и станки остались, и рабочие, которые эти болты делали. Но вот оказалось, что рабочие эти нынче тоже не бездельничали, а, "повысив квалификацию", обеспечивали болтами и гайками производство тракторов и мотоциклов, а так же судостроителей. На тех самых станках, которые я опрометчиво счел свободными. И если с рабочими все было просто - найти безработных где-нибудь в Ростове, Харькове или даже в Москве было бы нетрудно, то вот со станками было хуже: свободных у меня не было. И вот в связи с этим Емельянов предложил частично перенести заказ на знакомый ему механический заводик в Тамбове. Правда нынешнего состояния заводика он не знал, но еще три года назад на нем работало человек сорок, и парк станков вроде бы мог обеспечить выполнение нужного нам заказа.
Правда были еще варианты, например - заказать требуемое в Сормово или Канавино. Но с этим были хоть и небольшие, но проблемы: заводы-то заказ бы выполнили, но месяца через три - большие заводы обрастали обширной бюрократией. Так что тамбовский вариант по крайней мере мог бы дать нужные (уже через месяц) изделия если и не полностью, но вовремя - а там и продукция с Канавино подтянется.

КДПВ.
Tags: альтернативка, серпомъ по недостаткамъ, сказяфка
Subscribe

  • Начала потихоньку выкладку

    Корнуолльские Ведьмочки и Аномальные Материалы* _____________________ * Философский Камень, очевидно, вполне подпадает под эту категорию

  • Фанфиковое

    Луиза: А ведь я лет семь-восемь назад придумала для дочери многотомный фанфик по Гарри Поттеру с рабочим названием "Гарри Поттер и Умная…

  • Для вас, пираты!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments